Последствия недостатка игры
Воспитание ребенка
Всем известно, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Но в обыденной жизни со
словом «игра» родители связывают что-то несерьёзное, развлекательное и весёлое.
Поэтому, всё чаще,я
сталкиваюсь с тем, что взрослые посещаютразвивающие центры и частные сады, где дети с трёх лет сидят за
столами и следуют инструкциям педагога. А если финансы не позволяют, то от воспитателей, работающих в
государственных дошкольных учреждениях, требуют, как можно больше домашних заданий.
Мне не хотелось бы расписывать важность игры, т.к. посвящено многоработ данной проблеме у таких широко
известных авторов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Так же очень много можно найти в
социальной сети. Хотелось бы затронуть тему последствий, с которыми я сталкиваюсь в своей практической
работе, когда развитие детей идёт не черезигру, а имитацию школьной жизни.
Первая проблема – Мотивация обучения в школе.
К семи годам ваш будущий ученик, скорее всего, не захочет идти в школу. Приведу пример
небольшого диалога с ребёнком из диагностики на мотивацию к школе.
Я — Ты хочешь пойти в школу?
Р – Нет.
Я — Почему ты не хочешь идти в школу?
Р — Там уроки, домашние задания.
Я — Какие занятия тебе нравятся?
Р – Физкультура, танцы (либо ответ – никакие).
Как вы заметили из приоритетных предметов, которые нужны в школе, ребёнок не назвал. Зато на вопрос,
в какие игрушки и игры тебе нравится играть?
О, поверьте, список большой. Я чаще стала слышать
от ребят, что в сад им ходить тоже не нравится, потому что идут одни занятия, поиграть некогда.
Если бы ваш ребёнок до шести лет развивался через игру, то к старшему дошкольному возрасту у него
выработалась бы потребность идти в школу. Он бы чувствовал себя взрослее. И желание играть ушло бы
на задний план.
Вторая проблема — это внимание. Как бы парадоксально это не звучало, но ребёнка можно
заставить с трёх до шести лет сидеть по струнке смирно, слушать, что говорит педагог. Но после шести лет,
родители жалуются, что школа вот-вот откроет перед ними свои двери, а ребёнок резко стал невнимательным,
неусидчивым и непослушным. А всё почему? Потому что,задачи, которые должны стать приоритетом в старшем
дошкольном возрасте, а именно, желание идти в школу, поднимать руку, а не выкрикивать, слушать учителя и
т.д. - отдаются игре.
Как говорил Абрахам Маслоу:«Нереализованная актуальная потребность ВСЕГДА требует удовлетворения».
Пока ребёнок не наиграется, внимание, и мотивация ниоткуда не появятся.
Третья проблема — воображение. Воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное,
чего раньше в его опыте не было. Многие родители вообще не считают нужным развивать творческую сторону
малыша. Ведь самое главное при поступлении в школу, со слов взрослых, - это уметь читать, писать и считать.
Если у вашего будущего школьника недостаточно развито воображение, в дальнейшем ему будет сложно писать
сочинения в школе, озаглавить текст, придумать продолжение рассказа, он не сможет рассуждать и
представлять.
Скорее всего, ребёнок со слабым воображением не ответит на вопросы, например,
почему насекомые
не летают под дождём? В магазине больше фруктов или яблок? На что похож прямоугольник?
И всё потому, чтоданные задачи нужно представить в уме. Абез наглядного материала понять,
о чём идёт речь, ребёнок не сможет.
Четвёртая проблема — социальная готовность. Т.е. насколько ваш ребёнок коммуникативен со
сверстниками и с взрослыми. В тех учреждениях, где больше внимания уделяют развитию умственной
деятельности ребёнка и не уделяют должного внимания общения друг с другом, результат один - дети
закомплексованные, ранимые, тревожные и застенчивые.
За партами практически без перерыва,
проявить свою индивидуальность и творческие способности невозможно.
А ведь, только играя вместе, дети начинают учитывать желания другого, отстаивать свою точку зрения.
Учатся умению слушать, слышать других, признавать свои ошибки и принимать поражение.
Умеют радоваться успехам товарищей и работать сообща, в команде.
В завершение, хотелось бы отметить, что играя с ребёнком можно развить любые познавательные способности,
будь то внимание, память, логика или восприятие. Когда я пытаюсь донести до педагогов, что это
вполне возможно и реально, мне говорят, хорошо, а, что делать с моторикой ребёнка, ему тоже давать
это в виде игры? И я отвечаю — да!
Те же линии провести внутри овощей, можно преподнести ребёнку
не просто как инструкцию — проведи линии! А сказать, что сейчас мы будем готовить салат, давай порежем
овощи, покажи, как ты это умеешь.
Проводить занятия в игровой форме не так — то просто, потому
что дети разыгрываются, нужно держать их внимание и направлять в правильное русло.
Согласитесь, проще же усадить всех за столы и раздать рабочие тетради с карандашами и ручками!
Не нужно быть самому творческой личностью и уметь интересно преподносить материал.
Достаточно иметь авторитарный нрав и педагогическое образование.
Поэтому, уважаемые родители!
Отдавая ребёнка в любое детское дошкольное образовательное учреждение, задумайтесь, хотите
вы видеть уставшего, вымотавшегося вундеркинда с психологическими проблемами или весёлого,
здорового ребёнка, рвущегося к семи годам идти в школу.